Страницы

Chanel. легенды

24 May 2013

Модному дому Chanel стукнуло 100 лет, и для сайта The-Look я написала большую статью, где анализирую, почему этот бренд так популярен и кем была его создательница.

Я люблю вникать и прочла много разных источников. Здесь, на пространстве своего блога, я могу поделиться и другими мыслями о Габриель. Не секрет, что эта женщина окружена загадками и легендами. И, безусловно признавая ее смелость и талант, я не могу отрицать, что вполне вероятно успех ее бренда был обусловлен не только этим.

Дальше несколько цитат для вас просто для размышлений. Выводы какие-то делать трудно, кто знает как все было на самом деле...





В книге историка Хэла Вогана «В постели с врагом: тайная война Коко Шанель» (Sleeping with the Enemy: Coco Chanel’s Secret War) рассказывается, что знаменитая модельер сотрудничала с германским правительством во время Второй мировой войны. По словам историка, Коко Шанель не просто «сливала» нацистам инсайдерскую информацию из Франции, но и официально числилась в немецкой разведке. На счету Шанель более десятка успешно выполненных шпионских миссий.

Хэл Воган пишет также, что одна из самых знаковых фигур в мире моды XX века была любовницей немца Ганса Гюнтера фон Диклаге. Это достаточно известный факт, и до недавнего времени историки не придавали ему особого значения. Однако, как пишет историк, согласно рассекреченным недавно документам из швейцарских военных архивов, Гюнтер фон Диклаге был на хорошем счету у германской разведки и лично переписывался с Гитлером и Геббельсом. Интересно, что историки, которые часто любят противоречить друг другу, в случае с Коко Шанель пришли к редкому согласию.


Габриэль родилась в маленьком городе Сомюре, во Франции в 1883 году. Мать умерла, когда девочке было шесть лет. Отец оставил детей (Габриэль и ее четырех братьев) и они попали в приют. В 18 лет Габриэль устроилась работать в магазин одежды, в свободное время любила петь в кабаре «Ротонда». Мулен был гарнизонным городом. Там жили офицеры. Многие из них были знатными и богатыми. Кафешантан (то есть кафе с эстрадой) «Ротонда» было излюбленным местом их сходок. 

Габриель стала любимицей офицеров — их привлекала её харизма и необыкновенная внешность: заплетённая вокруг головы тугая чёрная коса и странно горящие глаза. Как-то раз в «Ротонде» Габриель выпила шампанского и вдруг решила, что её будущее — стать знаменитой певицей. Офицерам идея понравилась, и они договорились с директором «Ротонды» о концертах. Особенным успехом у офицеров пользовались песни «Ko Ko Ri Ko и Qui qua vu Coco». Её часто вызывали на бис, скандируя: «Ко-ко! Ко-ко!» Так это имя за ней и закрепилось. Правда, Мадемуазель Шанель не любила вспоминать о своей певческой карьере и объясняла происхождение этого прозвища иначе: «Мой отец обожал меня и называл цыпленочком» (по-французски — коко)…


Вообще мотив презрения к собственному происхождению, к нищете, окружавшей ее в детстве и юности, преследовал Шанель на протяжении всей жизни. Этот комплекс стал одним из основополагающих в ее бурной деятельности, в стремлении любыми путями добиться успеха и признания. Ей хотелось спастись от унижений и забыть нищее детство без ласки и любви, пустоту и одиночество. И поэтому, когда в 1905 году в ее жизни появился молодой буржуа Этьен Бальсан, олицетворявший собой праздность и роскошь, она решила, что этот мужчина создан для нее. Спустя три года Коко познакомилась с другом Бальсана - молодым англичанином Артуром Кейпелом, по прозвищу Бой. 

Именно ему Шанель обязана началом своей карьеры: он посоветовал приглянувшейся ему девушке открыть шляпный магазин и обещал оказать финансовую поддержку. Коко сменила замок на холостяцкую квартиру Артура в Париже. Здесь она стала делать и продавать свои шляпки всем бывшим любовницам Боя и их многочисленным подружкам. Дело Шанель быстро пошло в гору, и в конце 1910 года, взяв деньги у друга, она перебралась на улицу Камбон и открыла там свое ателье со смелой вывеской «Моды Шанель». Любовник, друг, спонсор Артур Бой Кейпел оплатил расходы по основанию в Париже «Chanel, models». В логотипе Дома «Шанель» две буквы «С» – они пересеклись, как их судьбы. 




Личная жизнь Габриель так и не сложилась: у нее было множество романов, но она не вышла замуж и не стала матерью. 



В июне 1940 года её племянник Андре Паласе был взят в плен немцами. В попытке вернуть племянника из неволи Коко обратилась к немецкому дипломату, барону Гансу Гюнтеру фон Динклаге, с которым давно была знакома. Родился последний в Ганновере в 1896 году. Мать его была англичанка, он получил прекрасное образование и одинаково хорошо разговаривал на английском и французском языках. Живой и остроумный, страстный любитель музыки, он к тому же был ещё и красавцем. Друзья прозвали его «Шпатц», что по-немецки значит «воробей», за ту легкость, с которой он порхал по жизни и влетал в сердца самых красивых женщин. Галантный немец пообещал похлопотать, и Андре Палас в итоге был освобожден. Нужно ли говорить, что Коко испытывала бесконечную благодарность Шпатцу за оказанную услугу и её привязанность к нему от этого только возросла, он стал её возлюбленным на последующие годы; ей было на тот момент 56 лет.
В тягостный период бездействия, начавшийся после закрытия ателье, Габриель, будучи одержима мечтой положить конец войне, в ноябре 1943 года хотела встретиться со своим другом Уинстоном Черчиллем, чтобы попытаться убедить его согласиться с принципами секретных англо-германских переговоров. Габриэль изложила свой план Теодору Момму, отвечающему в оккупационном правительстве за французскую текстильную промышленность, с которым её познакомил Шпатц. Теодор Момм передал предложение в Берлине Вальтеру Шелленбергу, который руководил Шестым управлением, контролировавшим службу внешней разведки. Против ожидания Момма Шелленберг счел его предложение интересным, и была достигнута договоренность об операции «Модельхут» — «Модная шляпа». Впрочем, «операция» — слишком громко сказано: речь шла всего-навсего о том, чтобы разрешить Габриэль поездку в Испанию с пропуском, действительным в течение каких-нибудь нескольких дней, чтобы встретиться там с Черчиллем. Габриэль едет в Мадрид, однако встреча не состоялась, так как Черчилль был болен, и она вернулась в Париж, удручённая провалом своей миссии. И, хотя вела она себя там явно нейтрально, все её контакты с немцами были замечены, и по окончании войны на неё навесили ярлык пособницы фашистов, обвинили в коллаборационизме и даже посадили ненадолго за решётку. Сам Уинстон Черчилль в 1944 году вступился за неё и договорился с новыми властями Франции о том, чтобы мадемуазель отпустили, но французы были настолько агрессивно настроены против своей некогда любимой «кутюрье», что её выпустили только с условием, что она покинет Францию.
Шпатцу к этому времени удалось покинуть Париж, но Габриэль не имела никаких известий о нём. Она снова осталась одна. Стареющая, разлучённая с любимым делом и на грани депрессии, Габриэль отправилась на несколько лет в Швейцарию.

Шанель была настоящей революционеркой в мире моды. До ее появления модистки не считались привилегированной частью общества, напротив, их не допускали в высшие круги, считали обслуживающим персоналом. Именно Шанель навсегда изменила представление о модельерах. Сама Шанель вращалась в кругах не только элитных, но даже аристократических: в числе ее знакомых и почитателей числились князь Дмитрий Романов и герцог Вестминстерский.  



















No comments:

Post a Comment